+7(499) 136 06 90

+7(495) 704-31-86

sales@teplogidromash.ru

Жидкотопливные котлы на отработанном масле


Жидкотопливный котёл на отработанном масле

Отработанное масло на сегодняшний день является дешёвым, но очень эффективным видом топлива. К тому же применение новейших научных и технологических разработок в области производства жидкотопливных агрегатов, позволило создать ряд современных котлов на отработке.

Аппараты, использующие в качестве топлива отработанное масло, безопасны, экономичны, соответствуют экологическим требованиям. При желании возможно самостоятельное изготовление масляного отопительного устройства.

Топливо, применяемое для агрегатов на отработке

Под отработанным понимают масло, которое однажды уже побывало в употреблении. В качестве такого топлива используют масло, использованное:

  • в двигателях автомобилей, речных судов;
  • в заводской или строительной технике;
  • в электрогенераторах.

Ценным источником топлива являются места общественного питания: рестораны, кафе, столовые, в которых применяемые для приготовления пищи масла растительного происхождения просто сливают в баки для мусора.

Одним из видов масляного топлива является диатермическое масло, изготовленное на основе  минеральных или синтетических масел, подвергнутых специальной многоэтапной очистке.

Анализ применения отопительных агрегатов данной категории показал, что при сжигании одного литра топлива образуется примерно 10 тысяч килокалорий тепловой энергии. Этим количеством тепла можно в течение часа обогревать дом площадью 100 м2. Отопительные системы на отработанном масле используются на промышленных предприятиях, автомойках, автосервисах, гаражах, торговых заведениях. Всё большее применение такое оборудование находит для отопления загородных коттеджей.

Котлы на отработанном масле промышленного производства

Отопительное оборудование, функционирующее на отработанном масле, является относительно новой продукцией, предлагаемой современными производителями. Это высокоэффективные агрегаты, основным недостатком которых является довольно высокая стоимость.

Среди оборудования, использующего для генерации тепла отработку, можно выделить следующие модельные ряды:

  • Стальные жаротрубные агрегаты Kroll (Германия) мощностью 75-200 кВт, их стоимость составляет 4420-6800 евро.
  • Теплогенераторные установки Clean Burn мощностью 58-150 кВт, стоимостью – 9200-13600 евро. Эти отопительные и водогрейные устройства рекомендованы для использования на автомойках, автосервисах, промышленных объектах, где имеется значительное количество отработанного масла, а производство горячей воды приносит экономическую выгоду.
  • Напольный низкотемпературный котёл De Dietrich (производство Франция) имеет линейку мощности 20-200 кВт, стоимость устройств, в зависимости от их мощности, составляет 3680-8650 евро.

Котлам, предназначенным для использования в качестве энергоносителя отработанного масла, присущи самые высокие качественные характеристики. Прочные, надёжные и высокоэффективные устройства быстро окупают затраты на их приобретение.

Для снижения расходов на приобретение такого агрегата можно сделать котел на отработке своими руками.

Самодельные отопительные агрегаты на отработке

В качестве основы для изготовления отопительного агрегата на отработке можно использовать котёл другого типа. Потребуются также дополнительные комплектующие элементы: циркуляционный насос, компрессор, горелка, расширительный бак. Для проведения работ понадобится достаточно мощный сварочный аппарат. Мощность самодельных агрегатов достигает 15 кВт, что достаточно для обогрева 50 м2 площади.

Схему и чертеж отопительного устройства выбирают в зависимости от целевого назначения агрегатов, изготовленных самостоятельно. Их, чаще всего, применяют для обогрева гаражей, мелких промышленных и хозяйственных сооружений.

Меры предосторожности при установке самодельного теплогенератора на отработке:

  • Дымоход для такого котла должен быть оборудован заслонкой, а потолок защищён кожухом от чрезмерного нагрева.
  • Поскольку в самодельных агрегатах используются горелки открытого типа, сжигающие кислород в помещении, потребуется создание притока наружного воздуха во избежание отравления людей угарным газом.
  • Рядом с отопительным агрегатом не должны находиться легковоспламеняющиеся предметы.
  • Устройство должно находиться в легкодоступном месте, поскольку топливо необходимо доливать достаточно часто.
  • Сильный нагрев наружной поверхности котлов требует соблюдения мер безопасности по защите от ожогов.

Самодельные агрегаты на отработке, с одной стороны, позволят вам сэкономить на приобретении дорогостоящего оборудования, но, с другой стороны, никогда не смогут обеспечить мощность, присущую установкам заводского изготовления.

kotel-otoplenija.ru

Котел на отработанном масле с водяным контуром своими руками - чертежи, видео

Печи, сжигающие жидкое топливо, известны ещё с начала прошлого века. Правда, тогда они служили в основном для нужд промышленности. В быту же агрегаты, работающие на дизеле или мазуте, получили широкое распространение в 60–80 годы. Именно в то время продукты нефтепереработки можно было покупать за копейки или же вообще доставать бесплатно. Несмотря на значительное подорожание энергоносителей, так же дёшево отапливать свой дом можно и сейчас. Можно сказать, что горючее для этого лежит просто под ногами, а точнее, на каждом автосервисе. Слитое отработанное масло горит не хуже дизтоплива, к тому же владельцы мастерских отдают его практически даром. Кстати, котёл для его сжигания необязательно покупать. Простой и надёжный агрегат с водяным контуром можно построить своими руками, используя материалы, которые найдутся у каждого хозяина.

Устройство и принцип действия котла, использующего отработанное масло

Самодельный котёл отопления, работающий на отработанном автомобильном масле

Слитые автомобильные масла являются многокомпонентными, сильнозагрязнёнными веществами, которые к тому же ещё и плохо горят. Можно сказать, что как горючее отработка сама по себе «не очень», поскольку кислород просто не в состоянии окислить всё то химическое разнообразие, которое в ней находится. Если же расщепить масло на более простые составляющие, то сжечь их будет намного проще.

Метод разложения известен современной науке давно. Пламенное разделение, или, если говорить по-научному, пиролиз, применяется для получения простых легковоспламеняющихся веществ из любого топлива — нефти, угля, дров и т. д. Этот процесс удобен тем, что для химических преобразований никаких дополнительных затрат не требуется — для этого достаточно тепла, которое образуется при сгорании топлива. Преимущество пиролизного горения заключается ещё и в том, что этот процесс сам себя поддерживает и регулирует, а поэтому практически не требует постороннего вмешательства. Всё, что понадобится для запуска процесса разложения — испарить топливо и разогреть пары до температуры 300–400 °C. Для этого можно воспользоваться двумя методами.

Процессы, протекающие внутри печи на отработке, обеспечивают высокую температуру и полноту сгорания топлива

В первом случае горючее поджигают в резервуаре, после чего оно начинает активно испаряться. Эффективное перемешивание и получение однородной газовоздушной смеси обеспечивается за счёт Кориолисовой силы, поэтому важен точный расчёт диаметра и высоты камеры сгорания. Пары топлива поднимаются по вертикальной трубе с многочисленными отверстиями, через которые насыщаются кислородом воздуха. В верхней части камеры сгорания находится перегородка, которая нужна, чтобы снизить скорость газа и отделить зону окисно-азотного дожигания. Именно в ней опасные химические соединения вступают в реакцию с оксидами азота и распадаются на безвредные вещества.

Так называемый метод саможога, бесспорно, обладает привлекательной простотой и надёжностью, однако, резервуар с горящим маслом не позволяет говорить о безопасности. Для того чтобы устранить этот недостаток потребуется усложнять конструкцию отопительного агрегата.

Эффективность сжигания отработки значительно повышается при использовании горелки специальной конструкции

Второй способ предусматривает образование зон пиролиза, сгорания и дожигания прямо в факеле пламени, а для этого нужна горелка специальной конфигурации. Чтобы топливо окислялось полностью, форсунка должна обеспечивать многоступенчатое образование газовоздушной смеси. В таком устройстве первичное движение потока топлива обеспечивается компрессором. Благодаря инжекции, нагнетаемый воздух увлекает за собой атмосферный, а образование паров происходит за счёт разогрева горелки факелом пламени. Практически те же процессы можно наблюдать при работе паяльной лампы. Похожий метод реализован в промышленных жидкотопливных агрегатах. Самодельные конструкции используют такой же принцип, но работают немного по-другому. В них отработка капает в разогретую докрасна ёмкость, где мгновенно испаряется и сгорает при высокой температуре. В этом случае нельзя говорить о чистом пиролизе, поскольку имеет место ещё и энергия распада молекул в процессе микровзрывов.

Читайте также нашу статью об изготовлении печки-буржуйки на отработанном масле: https://aqua-rmnt.com/otoplenie/bani-i-garazh/pechka-burzhujka-svoimi-rukami.html.

Типы конструкций на отработке

В зависимости от области применения, котлы, использующие в качестве топлива отработанное масло, можно разделить на три группы:

  • бытовые печи;
  • водонагревательные агрегаты;
  • отопительные котлы.

Бытовые печи устанавливают в помещениях, которые по ряду причин нельзя оборудовать водяным отоплением. Эти агрегаты характеризуются пониженным расходом топлива, а их конструкция обеспечивает наиболее полное сгорание масла. Бытовое оборудование является практически бездымным. Кроме того, печи нередко оборудуют системами очистки выбросов, что повышает безопасность их эксплуатации. Главное преимущество агрегатов этого типа — в их мобильности. Небольшие размеры позволяют легко транспортировать печь и установить её в небольшом помещении. Немаловажно и то, что устройство при необходимости можно легко дооснастить водяным контуром или площадкой для приготовления пищи.

Бытовая масляная печь

Водонагревательные агрегаты на уровне модуля для дожигания газов имеют специальную платформу, на которую опирается ёмкость с водой. Её тороидальная форма даёт дополнительное преимущество, поскольку нагрев осуществляется как снизу, так и со стороны дымового канала, который проходит внутри бака. Для автономной подачи воды на входе в бойлер монтируют небольшой водяной насос. Благодаря высокой температуре, нагреть воду можно гораздо быстрее, чем в заводских водонагревателях. Например, 100 литровый бак набирает температуру от 20 °C до 65 °C примерно за два часа, в то время как электрическому или газовому прибору потребуется в два раза больше времени. Если же говорить о стоимости условного литра горячей воды, то при использовании отработки затраты уменьшаются в 20–25 раз.

Ёмкость, установленная на уровне зоны дожигания, превращает печь на отработке в мощный водонагреватель

Отопительные котлы используются для подключения к водяным системам обогрева, поэтому оборудуются устройствами дожигания отработанных газов, фильтрами и устройствами безопасности. Несмотря на все меры предосторожности, оборудование для отопления отработанным маслом рекомендуется устанавливать в отдельных помещениях или пристройках.

Нагрев воды в отопительных агрегатах обеспечивает теплообменник, установленный в зоне горения топлива. Он может быть выполнен как сплошной водяной рубашкой, так и в виде спирального трубчатого контура. Движение теплового агента в системе возможно благодаря циркуляционному насосу, работающему от электричества. Регулировка температуры теплоносителя осуществляется снижением температуры пламени. Для этого котёл оборудуют системой принудительной подачи воздуха. Снижая или повышая обороты турбины, регулируют подачу воздуха в зону горения. Установка термостата позволяет автоматизировать этот процесс.

Котёл с водяным контуром спирального типа обеспечит работу отопительной системы загородного дома

Нередко агрегаты, работающие на слитом масле, дублируют устройствами, использующими электричество, газ или твёрдое топливо. Это обеспечивает функциональность инженерных систем в случае перебоев с доставкой отработки.

Обратите внимание на материал, в котором рассматриваются варианты обогревателей для гаража: https://aqua-rmnt.com/otoplenie/bani-i-garazh/kakoj-obogrevatel-luchshe-dlya-garazha.html.

Изготовление котла, работающего на отработанном топливе

По описанным выше схемам разработаны и успешно эксплуатируются несколько типов котлов. Кроме того, для работы на жидком топливе можно приспособить любой твердотопливный или газовый отопительный агрегат. Расскажем о двух наиболее распространённых конструкциях, которые можно изготовить самостоятельно.

Чертежи отопительных агрегатов

Чертежи, которые мы предоставляем вашему вниманию, проверены на реально работающих печах, поэтому их уверенно можно использовать для собственных проектов.

Двухобъёмный

Эта конструкция состоит из двух цилиндрических камер, соединённых между собой отрезком толстостенной железной трубы с отверстиями для проникновения воздуха.

Чертёж двухобъёмного котла с прямоугольными рабочими камерами

Чертёж цилиндрического двухобъёмного котла

Нижний отсек одновременно является ёмкостью для горючего, испарителем и зоной первичного горения. Для заливки топлива, розжига и регулирования притока воздуха на его верхней плоскости вырезано отверстие, которое можно полностью или частично перекрывать при помощи лючка поворотного типа. Снизу печка оборудована ножками, которые обеспечивают устойчивость конструкции и создают зазор между её днищем и полом.

Схема котла с открытой камерой сгорания

В верхнюю плоскость топочного отсека вварена труба с отверстиями. Этот полый цилиндр представляет собой дожигающую камеру. В ней происходит пиролизное разложение и сгорание испаряющегося топлива (вторичное дожигание). На верхнем срезе перфорированной трубы смонтирована практически такая же ёмкость, как и снизу. Перегородка, которая разделяет её внутреннее пространство на две зоны, снижает скорость продуктов горения и обеспечивает полноту их окисления соединениями азота. Кроме того, верхняя камера является ещё и теплообменником, который работает как инфракрасный и конвекционный нагреватель.

Смонтированная на верхнем модуле дымовая труба создаёт необходимую тягу и отводит остаточные продукты сгорания наружу. Чтобы обезопасить процесс доливки отработки в нижний бачок, к нему приваривают трубку, соединённую с отдельной ёмкостью. Залитое в печку масло поджигают при помощи ветоши, смоченной в бензине или керосине. После этого лючком регулируют приток воздуха в зону первичного горения.

Установив на вертикальной трубе водяную рубашку или контур, получают котёл, который можно с успехом использовать в системах отопления или горячего водоснабжения. При этом важно оставить зазор до перфорированного цилиндра не менее 50–70 мм, чтобы обеспечить свободный приток воздуха в зону вторичного горения.

С пламенной чашей

Чертёж простого котла с пламенной чашей приведён ниже. Его размеры обеспечивают тепловую мощность около 15 кВт. При этом требуется не более 1.5 литра использованного автомобильного масла в час. Воздух в зону горения поступает с помощью небольшого вентилятора или турбины. Подача отработанного топлива происходит порционно, для чего бак с маслом оснащается вентилем, которым можно регулировать количество горючего или полностью прекратить его подачу.

Чертёж котла с пламенной чашей

Для дожигания паров отработки центральная труба оснащается системой отверстий и прорезей. Благодаря такой конструкции, вокруг пламенной чаши происходят такие же процессы, как и в двухобъёмной печи. Горючие газы удаляются через дымоход, установленный в верхней части камеры сгорания. При его обустройстве следует избегать резких поворотов и углов, а высота дымовой трубы должна составлять не менее 4 м. Это обеспечит тягу, достаточную для удаления продуктов горения и обеспечит безопасную эксплуатацию отопительного агрегата.

Схема котла, изготовленного из газового баллона

Печь с пламенной чашей представляет собой закрытое устройство с принудительной подачей воздуха. Это способствует безопасности эксплуатации, а также даёт возможность легко и просто обустроить водяную рубашку. На схеме показан рабочий проект описанного выше котла, в качестве корпуса которого можно использовать бытовой газовый баллон.

Необходимые материалы

Для изготовления водяного отопительного котла с пламенной чашей понадобится не только ёмкость для изготовления корпуса, но и другие материалы (позиции на представленной выше схеме и в списке соответствуют друг другу).

  1. Пропановый баллон объёмом 50 литров.
  2. Металлическая труба Ø100 мм толщиной 2–3 мм для изготовления дымовой трубы.
  3. Железная труба Ø100 мм толщиной 5–6 мм, которая понадобится, чтобы сделать горелку.
  4. Стальной лист толщиной не менее 5 мм для разделения камеры сгорания и испарительной зоны.
  5. Металлический лист толщиной 3–4 мм для изготовления козырька, предназначенного для снижения скорости газов.
  6. Тормозной диск диаметром не менее 20 см от любого автомобиля.
  7. Соединительная муфта (та же 100-мм труба, только разрезанная по всей длине) длиной 100 мм.
  8. Стальная труба Ø15 мм для подачи масла к чаше.
  9. Шаровой кран размером ½ дюйма.
  10. Топливный шланг из маслостойкого огнеупорного материала.
  11. Бак для отработки любого типа.
  12. Уголок или стальной профиль для изготовления ножек.
  13. Крышка из стали толщиной 4–5 мм.
  14. Стальной лист толщиной не менее 3 мм для изготовления водяной рубашки.
  15. Патрубки с резьбой Ø2˝ для присоединения котла к системе отопления.

Не забудьте и о том, что для защиты от коррозии и улучшения внешнего вида котёл необходимо будет покрасить, поэтому купите преобразователь ржавчины, грунтовку, растворитель и эмаль для работы по металлу. Кроме того, для герметизации соединений понадобятся уплотнительные материалы — сантехнический лён и специальная паста.

Форма, толщина и размеры газового баллона делают его отличной заготовкой для изготовления котла на отработке

Инструменты для работы

В процессе работы над котлом понадобится разнообразный электрический и ручной слесарный инструмент. Вот список того, что потребуется достать из закромов, приобрести, или занять у друзей:

  • сварочный аппарат — лучше всего использовать трансформаторный агрегат постоянного тока или инвертор, поскольку предъявляются высокие требования к качеству сварных швов;
  • электрическая дрель и набор свёрл для работы по металлу;
  • угловая шлифовальная машина и два диска — отрезной и зачистной. Разумеется, эти расходники должны предназначаться для резки стали;
  • плашки для нарезания резьбы на трубах;
  • электрический наждак;
  • ключ газовый;
  • рулетка;
  • металлическая линейка;
  • чертилка из высокоуглеродистой стали для разметки деталей перед их порезкой.

Поскольку придётся сверлить большое количество отверстий, обязательно надо подготовить ёмкость с водой для охлаждения инструмента. Кроме того, надо обеспечить безопасность сварочных работ, поэтому нелишне будет запастись огнетушителем.

Вам также может быть интересен материал, в котором описан процесс изготовления печи на отработке из газового баллона: https://aqua-rmnt.com/otoplenie/documents/pech-na-otrabotke-svoimi-rukami.html

Инструкция по изготовлению котла на отработке своими руками

  1. Поскольку даже в пустом газовом баллоне может оставаться взрывоопасная смесь из паров пропана и воздуха, резать его болгаркой или сверлить можно только после полного опорожнения. Для этого необходимо газовым ключом отвернуть и снять вентиль. Затем ёмкость переворачивают вверх тормашками и сливают конденсат. Учтите, что эта жидкость отлично горит и обладает чрезвычайно едким запахом, поэтому работайте очень аккуратно. После вытекания жидкости заготовку возвращают в исходное положение и через верхнее отверстие наполняют водой — она полностью вытеснит остатки газа. После этого жидкость можно слить и проводить любые работы, не опасаясь возгорания или взрыва.
  2. При помощи угловой шлифмашины в баллоне вырезают проёмы шириной в треть диаметра. Если мерить по окружности, то их длина равняется 315 мм. Высота нижнего окна — 200 мм, а верхнего — 400 мм. Между проёмами необходимо оставить перемычку шириной 50 мм. Работу надо выполнять аккуратно, не допуская смещения диска, поскольку вырезанные металлические сектора пойдут на изготовления люков.

    Подготовленные проёмы

    Обратите внимание! Увеличенный размер верхнего окна нужен для того, чтобы в случае необходимости перевести котёл на твёрдое топливо. Если же такой необходимости нет, то будет достаточно нижнего проёма. К слову, в этом случае облегчается монтаж кожуха водяной рубашки.

  3. К люку, который получился при формировании проёма теплообменника, приваривают петли и задвижку, после чего деталь возвращают на место.
  4. Из 4 мм стального листа по внутреннему диаметру баллона, который равняется 295 мм, вырезают кольцо. Отверстие, которое в нём надо сделать, должно соответствовать внешнему диаметру трубы для изготовления горелки (в нашем случае — 100 мм). Этот элемент послужит перегородкой между зоной горения и теплообменником.

    Изготовление перегородки и её подгонка по месту

  5. От стальной толстостенной трубы Ø 100 мм отрезают заготовку длиной 200 мм.
  6. В нижней части детали делают сверления Ø12 мм на высоту 95 мм. Расстояния между отверстиями не должны превышать 40 мм — это позволит равномернее распределить поток газа на выходе из горелки.

    Отверстия в горелке должны обеспечивать равномерный поток горящих газов во всех направлениях

    Если кромки отверстий тщательно обработать напильником, то это даст возможность длительное время обходиться без их чистки. Эта особенность связана с уменьшением шероховатости — частичкам сажи и грязи попросту не будет за что зацепиться.

  7. На горелку устанавливают вырезанное ранее кольцо и приваривают его непосредственно над отверстиями.

    Установка перегородки на горелку

  8. Перегородку устанавливают между проёмами, на уровне верхнего среза камеры сгорания. Таким образом, в нижней части теплообменника будет сформирована ступенька, необходимая для удержания золы в случае работы котла на дровах.

    Монтаж узла, разделяющего камеру сгорания и теплообменик

  9. Для изготовления чаши-испарителя можно использовать любую толстостенную ёмкость, желательно из жаропрочных сплавов. Как нельзя лучше для этих целей подходят чугунные тормозные диски от легковых автомобилей. Технологические отверстия в заготовке надо заварить. Для этого из стального листа вырезают две круглых детали, одна из которых будет дном, а вторая — колпаком. В крышке прорезают отверстие под соединительную муфту и окно для подачи отработки.

    Отверстия в тормозном диске необходимо заглушить

  10. 150 мм отрезок стальной трубы разрезают «болгаркой» вдоль, после чего немного раздвигают стенки, увеличивая щель до 4–5 мм. Это позволит снимать чашу для очистки от остатков сгоревшего топлива.

    Чаша с приваренным днищем

  11. К автомобильному диску приваривают днище, крышку и муфту, после чего узел устанавливают на горелку.

    Муфта обеспечивает плотное присоединение чаши к горелке

  12. Из стального листа вырезают полосу размерами 400х640 мм, два полукольца с наружным диаметром 305 мм и внутренним — 299 мм и две полоски шириной 30 мм. С их помощью вокруг баллона формируют кожух водяной рубашки, обваривая всё сплошным швом.

    Монтаж водяной рубашки

  13. В верхней и нижней части кожуха прорезают круглые отверстия диаметром не менее 40 мм и при помощи сварки монтируют патрубки подачи и отвода теплоносителя.
  14. Изготавливают крышку котла, в которую врезают дымовую трубу. Устанавливают крышку на котёл.
  15. В боковой стенке баллона делают отверстие, в которое под углом вводят трубу для горючего. Её нижний край срезают под углом, после чего получившийся излив устанавливают над окном подачи масла. После регулировки длины вылета, топливную магистраль необходимо приварить к котлу.

    Установка топливной магистрали

  16. Нарезав на трубе для отработки резьбу, монтируют шаровой кран и присоединяют бачок для горючего.

    Чтобы подсоединить к трубе шаровой кран, на ней нарезают резьбу

Выполнять проверку работоспособности котла можно не дожидаясь врезки в отопительную систему. Для этого в топливную ёмкость наливают отработку и открывают шаровой кран, пока масло не распределится тонким слоем по днищу диска. Сверху наливают небольшое количество керосина и поджигают. Подачу горючего регулируют, ориентируясь по скорости его вытекания и уровню в топочной чаше.

Видео: Изготовление отопительного котла из газового баллона

Обвязка. Дублирование печи на отработке электрическим агрегатом

Перед подключением котла следует продумать не только способ монтажа и точки размещения дополнительных устройств и запорно-регулировочной арматуры, но и способ вывода дымовой трубы наружу. Если она будет проходить через потолок, построенный с использованием легковоспламеняющихся материалов, то в нём устанавливают металлический пенал вдвое большего диаметра. Свободное пространство между трубами заполняют асбестом или другим негорючим материалом с хорошими теплоизоляционными свойствами.

Учитывая высокую опасность отопления жидким горючим, монтаж котла лучше всего выполнять в отдельном помещении с хорошей вентиляцией. Подиум под агрегат бетонируют или укрывают металлическим листом, который будет выступать за его контуры не менее чем на 1 метр. После установки котёл выравнивают по отвесу и только после этого приступают к подключению.

Простейшим способом обвязки котла является интеграция в гравитационную систему отопления. Несмотря на простоту, его надёжность очень высока, поскольку в этом случае отпадает потребность в циркуляционном насосе и устройствах автоматики. Тем не менее использование дополнительного оборудования позволяет ускорить доставку теплоносителя к потребителям и выровнять температуру во всех точках системы, что даёт экономию топлива и повышает комфорт. В этих целях на обратной магистрали перед самым входом в котёл устанавливают центробежный насос и расширительный бак мембранного типа. Он необходим для того, чтобы система не разгерметизировалась при повышении температуры и давления. К верхнему патрубку подсоединяют напорную магистраль, а для регулировки температуры потребителей перед каждым радиатором устанавливают термостатическую головку или другое регулирующее устройство (трёхходовой клапан, вентиль для уменьшения сечения подающей трубы и т. д.). Для удаления воздушных пробок в верхней точки системы монтируют воздухоотводчик.

Схема обвязки котла, работающего на отработанном масле

Обвязка агрегата, работающего на отработке, требует учитывать инерционность этого вида оборудования. Другими словами, изменение температуры теплоносителя происходит постепенно, поэтому агрегат обязательно оснащают предохранительным клапаном. Он позволит сбросить давление при его повышении до критического уровня. Неплохим способом обезопасить и выровнять температуру является последовательное подключение водонагревателя косвенного нагрева. Он послужит тем самым буфером, который возьмёт на себя лишнее тепло в случае избыточного роста температуры.

Выполняя подключение котла, на обратной и подающей магистрали устанавливают запорные вентили. Это даст возможность снять агрегат для ремонта без необходимости удаления теплоносителя из системы.

Когда хотят подстраховаться на случай нехватки отработанного масла, рядом с самодельным котлом устанавливается электрический. Подключить дополнительный агрегат можно двумя способами — последовательно или в параллель. Достоинство первого способа заключается в том, что нагретый с помощью пламенной чаши теплоноситель будет поступать в электрический котёл, который можно настроить на определённую температуру срабатывания. При уменьшении пламени горелки он будет включаться и повышать температуру воды до нужного значения. Недостатком подобного способа является увеличение длины магистрали, а также полная неработоспособность системы в случае демонтажа одного из котлов для ремонта.

Параллельное включение подразумевает независимую работу двух отопительных агрегатов и характеризуется отсутствием указанных недостатков. К сожалению, и этот способ не лишён минусов, один из которых — необходимость монтажа гидрострелки и точного согласования режима работы и подачи обратной магистрали. К тому же фитингов, труб и арматуры при параллельном включении пойдёт намного больше, что непременно приведёт к увеличению стоимости и усложнению монтажа.

Несмотря на все минусы, в любом случае включение котлов в каскад способствует повышению надёжности системы. Если же учитывать, что один из агрегатов будет периодически или регулярно работать на отработанном автомобильном масле, то это позволит ещё и неплохо сэкономить.

Видео: Автоматизированная работа агрегата с водяным контуром

Сегодня сжигание отработанного автомобильного масла является наиболее дешёвым и доступным способом утилизации. К сожалению, этот метод является не самым безопасным для окружающей среды, особенно при неполном сгорании топлива. Дело в том, что присадки и добавки, которые производители используют для повышения ресурса силовых агрегатов, являются вредными канцерогенными веществами. Котёл, который мы предлагаем к изготовлению, спроектирован с учётом сжигания отработки при максимальной температуре. Это способствует полному распаду химических составляющих на безопасные вещества. Поэтому, приступая к работе, будьте внимательны в расчётах и прислушивайтесь к советам и рекомендациям специалистов.

  • Автор: Виктор Каплоухий
  • Распечатать

aqua-rmnt.com

Отопительные системы на отработанном масле

Вопрос о вариантах экономичного оборудования особенно актуален при стабильном росте стоимости теплоносителей. Заводской или самодельный котел на отработанном масле является довольно эффективным способом организации автономного отопления. Он экономичен, безопасен, а также помогает избежать загрязнения маслом-отработкой окружающей среды.

Оглавление:

Еще с 30-х годов прошлого века печки или котлы, сжигающие «отработку» применялись для ее утилизации предприятиями химической промышленности, сталелитейной и в производствах, где был отход индустриальных масел, выработавших своей ресурс. Современные модели дают возможность их использования в различных сферах:

  • промышленной – как средство утилизации отходов, для производственных цехов;
  • для организации автономного воздушного или водяного обогрева дачи, загородного дома, теплицы, бани, гаража.

Одним из факторов, обеспечивающих популярность жидкотопливных систем, является доступность и дешевизна топлива. Высокая цена отопительного котла DanVex компенсируется низкой стоимостью «отработки». Ее часто готовы отдать бесплатно, за «самовывоз» автосервисы, станции ПТО, кафе, рестораны, столовые или просто соседи по гаражному кооперативу. По отзывам водогрейные котлы отопления на отработке могут использовать отходы масел любого происхождения – минерального, синтетического или растительного.

Схема устройства

Жидкотопливный котел, где основным видом являются отработанные масла, мало отличается от аналогичного оборудования другого типа:

  • камера нагрева – испаритель;
  • топка – внутрь впрыскивается масло;
  • горелка сжигает топливо;
  • дозирующий насос;
  • воздушный компрессор.

Принцип работы схож с двигателем внутреннего сгорания. «Отработка» проходит предварительную очистку, фильтрацию, затем нагнетается внутрь камеры (испаритель). Масляные пары поднимаются в топку, где смешиваются с воздухом, вспыхивают и полностью прогорают:

  • водогрейный котел – нагревается контур с водой или бойлер;
  • воздушный конвектор или тепловая пушка – разогреваются стенки встроенных трубчатых каналов;
  • «выхлоп» выводится наружу через дымоход.

По заявлениям изготовителей и отзывам котел-бойлер на отработанном масле предполагает распределение мощности на отопление и ГВС согласно конкретным эксплуатационным условиям в любой пропорции – от 1/99 до 99/1%.

Краткий обзор разных производителей

Рынок предлагает массу моделей, подразумевающих использование отечественных и зарубежных отработанных масел. Можно подобрать устройство любой мощности для отопления, горячего водоснабжения производственных либо жилых объектов, а также бань, гаражей, загонов для животных, теплиц, зимних садов. Положительны отзывы о котлах фирмы Тепламос с горелками Kroll, являющимися практически единственными российскими автоматическими системами.

ФирмаМаркаОписаниеЦена, руб
Kroll (Германия)SKE 100 FУниверсальный котел, способный перерабатывать в тепло «отработку», дизтопливо, растительное масло. Мощность – 104,6 кВт. Полезная тепловая мощность – 94,2.От 180 000. Стоимость горелок Kroll – 80 000 – 100 000
W401-LНе требует установки горелки. Способен использовать любые отработанные масла, масляные смеси, дизель. Полезная мощность – 29 кВт.От 100 000
DanVex (Финляндия)B-30Одноступенчатая горелка. Топливо: «отработка», печное, дизельное. Мощность 1,4 кВт.От 235 000
B-220Одноступенчатая горелка. Топливо: отработанное масло, дизель, печное.От 475 000
Тепламос (Россия)НТ-320Автоматическая система отопления. Возможно использование отработанных минеральных, синтетических, растительных масел, керосина, дизельного топлива. Мощность – 81-100 кВт.От 244 000
НТ-370Автоматическое оборудование. Все виды «отработки» растительного, минерального, синтетического происхождения, а также керосин и дизель.От 281 400

Можно купить отопительный котел Clean Burn на отработке или оборудование от ICI Caldaie (Италия), OLB (Корея).

«Отапливал свой автосервис котлом на дизеле и двумя электрическими пушками. Почти 150 000 рублей за один сезон. Поставил один Energylogic EL-200B – прошлый «обошелся» в 50 000, плюс решил проблему с утилизацией отработки.»

Николай, Москва.

«Теплица 1 000 м2, кроме воды и электричества рядом никаких коммуникаций. Пробовал топить электричеством – вышли «золотые» огурчики. Поставил обычный Тепламос, договорился с ближайшим автосервисом. Затраты «вернул» огурцами и за счет экономии электроэнергии за две зимы».

Алексей Борисов, Мытищи.

«Больше года для отопления автомойки использую Clean Burn (отработка). Минус – корпус начал ржаветь. Плюс – 1,2 т масла в сезон».

Михаил Лемешев, Москва.

Котел на отработке своими руками

Прежде чем рассчитывать стоимость универсального котла, следует учесть несколько очень важных моментов:

  • Без определенной базы знаний грамотно спроектировать котел не получится.
  • Самодельное оборудование характеризуется низким КПД.
  • Самостоятельно изготавливают горелки только открытого типа.
  • Часто схема самодельного котла на отработке в целях экономии не предусматривает автоматику. Поэтому отсутствует возможность регулировки и повышается риск возникновения опасной ситуации.
  • «Поведение» агрегата при смене режима, например, консистенции и состава топлива, непредсказуемо.
  • Нельзя применять альтернативные виды – дизель, керосин.

Можно сделать самостоятельно котел, но ввести его легально в эксплуатацию не выйдет – отсутствуют разрешительные сертификаты. Кроме того, пожнадзор потребует установку дополнительных устройств для быстрой остановки агрегата, подробно расписать план мероприятий по ПБ. Одновременно могут возникнуть трудности с экологами по предельно-допустимым выбросам. Уровень СО при розжиге всех самодельных теплогенераторов на отработанном масле значительно превышает величины, указанные ГОСТ.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 25.04.2012 года № 390 «О противопожарном режиме» с изменениями и дополнениями от 17.02, 23.06 2014 года:

1. Гл. I п.45. Встроенные в здания организаций торговли или пристроенные к ним котельные не допускается переводить с твердого топлива на жидкое.

2. Гл. III п.83. При эксплуатации котельных запрещается:

  • применять отходы нефтепродуктов, другие легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, которые не предусмотрены техническими условиями;
  • работать при неисправных или отключенных приборах контроля и регулирования, предусмотренных предприятием-изготовителем.

Поэтому перед тем, как сделать котел своими руками, нужно просчитать не только сиюминутную выгоду, но и затраты, также и материальные, на ликвидацию вероятных последствий. Кстати, при использовании самодельной системы получить страховое возмещение в случае пожара невозможно. Пожар – опасность не только для владельца объекта, эксплуатирующего котел, сделанный своими руками, но и для общества.

Плюсы и минусы отопления

Преимущества «отработки» как основного вида топлива одновременно охватывают несколько сфер нашей жизни.

  • Низкая стоимость – в Москве просят до 10 000 рублей за тонну с доставкой. Котлы, использующие отработанные масла, окупаются за 1-3 сезона.
  • Высокая степень автономности – при необходимости характеристики тепловых отопительных систем на отработке позволяют применять не только ее, но и дизель, керосин.
  • Организация воздушного или водяного обогрева, горячего водоснабжения.
  • Быстрый нагрев помещения, воды.
  • Отсутствие неприятного запаха.
  • Оздоровление экологической обстановки региона и планеты в целом.
  • Возможность организации собственного бизнеса.

Компактная конструкция легко устанавливается, не создает проблем во время эксплуатации при соблюдении требований производителя. Благодаря простоте устройства вероятность его поломки практически равна нулю.

Перед тем как выбрать котел, ознакомьтесь со списком недостатков:

  • Содержать в идеальной чистоте котельную затруднительно.
  • Частая прочистка – минимум 2 раза в неделю.
  • Необходимость жесткого контроля состояния фильтра.
  • Отсутствие какой-либо поддержки со стороны законодательства.

Как и в случае с любыми типами отопительного оборудования, при эксплуатации таких котлов следует помнить об их потенциальной опасности.

termogurus.ru

Котлы отопления на отработанном масле: принцип работы, схема установки своими руками

На отечественном рынке представлено огромное разнообразие отопительного оборудования. Здесь вниманию покупателей предлагают теплоагрегаты, работающие на разном виде топлива, в том числе котлы отопления на отработанном масле. Увидеть, как они выглядят, можно на фото. Основное их назначение – обогрев не только жилых помещений, но и небольших по площади офисов и производственных помещений.   

В зависимости от задач, которые с их помощью предстоит решать, отопительные котлы на отработанном масле функционируют на основе различных технологий и с применением разного вида топлива:

  • котлы отопления на отработанном масле работают на отходах, образовавшихся в результате осуществления транспортных перевозок, и являются идеальным решением при необходимости обогрева станции технического обслуживания автомобилей. Кроме этого система отопления на отработанном масле работает и на дизельном топливе;
  • стабильный спрос имеют источники тепловой энергии на природном газе;
  • электрические теплоагрегаты. 

  Газовые и электрические приборы уже давно используются для бытовых целей, а вот масляное отопление дома встречается редко.   

Котлы отопления на отработанном масле

Отработанное масло отличают в зависимости от его назначения и использования.

Оно бывает:

  • гидравлическим;
  • трансформаторным;
  • трансмиссионным;
  • растительного происхождения. 

Согласно расчетам, в свое время выполненным специалистами, от применения данного вида отходов для нужд теплоснабжения экономический эффект получается немаленький.

Покупая отопительный котел на отработанном масле, обязательно следует интересоваться сертификатом качества на продукцию. Также не помешает приобрести еще одну (запасную) горелку, поскольку она часто приходит в негодность. В случае поломки в холодное время года она не будет лишней. 

 

Отопление отработанным маслом

Котлы на отработке масла или жидком топливе считаются одними из наиболее эффективных агрегатов, предназначенных для обогрева помещений вне зависимости от их назначения. Именно широкий спектр использования стал в последнее время причиной высокого спроса на данные теплоагрегаты. 

Котлы отопления на отработанном масле использовать можно в системах отоплениях как небольших домов и построек, так и многоэтажных зданий. Эти приборы обеспечивают людей не только горячим теплоносителем, и но подогревают воду для бытовых потребностей . 

Источники теплоты, обеспечивающие отопление отработанным маслом, отличаются большой производительностью. Они помогают сберечь природные запасы топлива, добываемые с вредом для окружающей природы и экологической обстановки. Такое оборудование для обустройства теплоснабжения способно значительно уменьшить расходы на отопление. 

Элементы, из которых состоит схема котла на отработанном масле, являются универсальными и подходят для других агрегатов. Например, горелки, используемые в газовых водонагревательных приборах, используют для жидкотопливных устройств. 

 

Котел на отработке для обогрева автосервиса

Примером такого оборудования может служить продукция «Energy logic» для теплоснабжения автосервисов. Идея сделать такой теплоагрегат возникла у проектировщиков в результате того, что на СТО скапливаются значительные объемы отработанных автомобилями масел, их еще называют «отработкой». Кроме экономии на отоплении, преимуществом данного оборудования является то, что агрегат не наносит вред окружающей среде.   

Самодельные котлы на отработанном масле относятся к простым вариантам организации теплоснабжения, где отсутствует возможность смонтировать радиаторы отопления и проложить трубопровод. В таком случае прибор можно поставить в наиболее удобном месте. 

Чтобы сделать отопление на отработанном масле своими руками, необходимо выполнить следующие действия:

  • подготовить емкость, в которой будет храниться топливо;
  • смонтировать дымоход;
  • выставить требуемую температуру путем настройки термостата;
  • подвести топливную линию. 

Печь на отработке масла

Для самостоятельной установки теплоагрегата специальные знания не требуются, поскольку все предварительные настройки выполняются на заводе-производителе, а ответы на все вопросы покупатели могут найти в инструкции, прилагаемой в комплекте к отопительному котлу.

Выбор модели прибора с соответствующими параметрами зависит исключительно от характеристики помещения, потребностей в обогреве, пожеланий потребителя и его финансовых возможностей.

Частые заблуждения об отопительных котлах на отработанном масле

Существует ряд заблуждений относительно оборудования, функционирующего на отработке:

  1. Бытует мнение, что отработанное масло непригодно для использования и его следует утилизировать, что абсолютно неверно.
  2. Отработку сложно найти. Но в действительности масло сливают при проведении ремонта железнодорожного и автомобильного транспорта, в деревообрабатывающей, швейной и других сферах промышленности. Его немало в заведениях общественного питания – ресторанах, кафе и фаст-фудах.
  3. Также можно услышать, что самодельный котел на отработанном масле в процессе работы выделяет вредные вещества в большом количестве. Но современные теплоагрегаты образуют выбросы, но их количество в несколько раз меньше, чем у автомобилей.
  4. Паровое отопление на отработанном масле можно рассматривать в качестве одного из возможных вариантов отопления отдельно стоящих СТО или гаражей. Подобные помещения не относятся к жилым. Это также заблуждение.
  5. Говорят, что ГСМ нужно перерабатывать, а не сжигать. Но при переработке «отходов» выделяется больше вредных соединений, чем при их сгорании в теплогенераторе.

На видео пример котлов отопления на отработанном масле:

опубликовано econet.ru 

econet.ru


Смотрите также